Азы типографики: нескучно о шрифтах

&ndash,

Нашу «зефирную акцию» стоило затевать хотя бы ради знакомства с Ольгой Цымбал – копирайтером из G2 Grey Ukraine. Она похвалила за зефир, но поругала за шрифты, которые мы использовали на подставке для зефира Мы попросили Олю провести нам мастер-класс по азам типографики – в результате получился этот пост. Уверены, это многим будет интересно и полезно.

Начнем, пожалуй, с шуточки: детям дизайнеров не дарят игрушки, они играют с шрифтами.

Расскажи о себе? Насколько серьезно ты увлечена шрифтами?

— Я работаю копирайтером-редактором, поэтому каждый день имею дело с определенным количеством текстовой информации, часто в сочетании с графической. Отдавая должное содержанию написанного, стилистике, грамматике, орфографии, я при этом не могу не обращать внимания на визуальное оформление текста. Серьезно интересуюсь дизайном и шрифтами – это мое увлечение наверняка родом из 2001 года, когда в нашей семье появился первый компьютер, и я целыми днями, забывая обо всем остальном, познавала возможности Paint и Microsoft Word, а также PowerPoint. Гораздо позже в мою жизнь пришли Corel Draw (на непродолжительное время), Photoshop, Illustrator. На очереди – InDesign. То есть профильное лингвистическое образование совсем не означает пренебрежения визуальной культурой, а скорее наоборот.

Любовь к слову обязывает сделать так, чтобы на экране монитора, на бумаге или любой другой поверхности этому слову было удобно, уютно, чтобы оно «чувствовало» себя на своем месте и читатель уделил ему необходимую дозу внимания.

Качественные иллюстрации

Все мы знаем о важности качественных иллюстраций, дизайна, содержания текста, но мало кто в нашей стране сегодня обращает внимание на типографику. Классическое определение типографики – графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки с использованием норм и правил, специфических для данного языка. Основной аспект типографики – это работа со шрифтами.

К сожалению, профессиональных шрифтовых дизайнеров в Украине сегодня можно сосчитать на пальцах, но оправдывать этим хаос в нашей типографике нельзя.

Это не преувеличение – если рисовать наши соотечественники умеют хорошо, дизайнить кое-как научились, то отношение к шрифтам чуть ли не наплевательское.

Тем не менее, овладеть основными правилами качественной типографики и чувством стиля шрифта может каждый, причем самостоятельно – было бы желание. В своем рассказе я остановлюсь на нескольких главных аспектах шрифтоведения, а остальное любопытный читатель без труда найдет в интернете.

Представьте себе ситуацию: молодой человек, узнав о существовании модной профессии «дизайнер», овладевает основами графической компьютерной программы (чаще всего это «корыл», «король дров» или как только не называют Corel Draw) и создает свой первый макет. Креативы такого происхождения узнать несложно. Их отличают безумная подборка шрифтов (творец словно демонстрирует их богатую коллекцию в своем компьютере), витиеватое оформление надписей, полное несоблюдение правил верстки, дикие цветовые сочетания. О технических моментах вроде разрешения изображений или подготовке к печати речь вообще не идет. Результат нашего героя вполне объясним желанием новичка попробовать все и сразу и особенностью национального менталитета – как все южане, большинство украинцев считает, что много и ярко – значит красиво. Этот этап проходят все дизайнеры – главное, не застрять в нем надолго.

Шрифты и работа с ними

Но улицам наших городов и сел не повезло – судя по вывескам, в постсоветском графическом дизайне рулят аматоры, в лучшем случае – профессионалы, безнадежно отставшие от времени.

Недолго думая, они используют в оформлении работ шрифтовые гарнитуры из стандартного набора Microsoft, причем часто далеко не самые достойные. К примеру, популярный шрифт Arial – это всего лишь видоизмененная Helvetica, созданная еще в 1957 году и являющаяся лицом мировой типографики.

Helvetica

Но Helvetica «нет в компьютере», поэтому некоторые могут о ней даже не догадываться, хотя этот шрифт – настоящее спасение для начинающих.

Выбор шрифта

Любой текст, набранный им, достойно выглядит и хорошо воспринимается – иногда, чтобы полностью преобразить макет, достаточно заменить унылый Arial благородной Helvetica. А набивший оскомину и пользующийся совершенно незаслуженной народной любовью Comic Sans был и вовсе разработан для технических нужд – отображения текстов реплик собачки-помощника в программе Microsoft Bob!

Шрифт Comic Sans

С точки зрения построения этот шрифт имеет множество недочетов, и использовать его в наружной, печатной, интернет-рекламе просто неэтично и непрофессионально.

— Знаете, я просто хочу спросить — зачем? Какого черта люди выбирают Comic Sans? Это просто поражает. Ведь существует более 200 шрифтов в Mac OS X и Windows Vista, в смысле, среди них есть куча шрифтов, которые намного лучше для чего угодно. Но люди по–прежнему выбирают Comic Sans для наиболее отсталых, неуместных целей. Я создал Comic Sans, чтобы заполнить окошко для слов собаки–помощника в Microsoft Bob. Потом отдел маркетинга взялся за него и они включили этот шрифт в OEM версию Windows 95. Вот тогда моя проблема и началась.
Я не знаю, сможете ли вы понять, каково это, когда твоя жизнь определяется самым неуместно используемым шрифтом в истории. Меня представляют как «парня, который создал Comic Sans», и я думаю, у людей инстинктивно негативная реакция на это.
© Vincent Connare, создатель Comic Sans

Где же взять гарнитуру, отсутствующую в стандартном наборе? Можно просто скачать шрифтовой файл из Сети и установить на свой компьютер. Но некоторые шрифты придется покупать, и об этом многие заказчики (и даже дизайнеры!) вообще не знают. В то время как крупные компании и масштабные проекты, как правило, имеют собственный фирменный шрифт, разработанный на заказ, и это должно не удивлять, а стать нормой. Более того, в наше время бума брендинга территорий наряду с логотипом, слоганом и прочими внешними элементами бренда страны или города хорошим тоном является также наличие специально созданного шрифта, отражающего дух и ценности местности.

Специально созданный шрифт

Соответствие содержанию – один из главных принципов типографики. Она должна полностью подчиняться тексту, его смыслу и назначению, облегчать, а не усложнять читателю восприятие.

Помните: не текст для типографики, а типографика для текста! Поэтому важно принимать во внимание психологическое восприятие шрифтов, знать их основные классификации, законы использования, сочетания с другими шрифтами, изображениями, в конце концов, с типом бумаги, если мы делаем печатное издание.

Выбирая гарнитуру, следует прежде всего обратить внимание на ее предназначение. Текстовые шрифты обладают простыми линиями и формами, легко читаются и поэтому используются для набора основного массива текста. Акцидентные шрифты (декоративные, вычурные) – для выделения заголовков, подзаголовков, отдельных небольших вставок, так сказать, для украшения макета. С ними нужно обращаться осторожно – большой текст, набранный такой гарнитурой, попросту нечитабельный, 2 разных акцидента сочетаются между собой в очень редких случаях, и к подбору декоративной гарнитуры, соответствующей содержанию текста и стилю дизайна, нужно подходить чрезвычайно продуманно. Что касается сочетания шрифтов, то в рамках одного макета или проекта допускается использование двух, в крайнем случае – трех гарнитур. Но это не касается начертания (различают прямое, курсивное), насыщенности (светлый, полужирный, жирный шрифты), ширины и кегля (размера), так как это переменные характеристики одной и той же гарнитуры.

С точки зрения конструкции различают три группы шрифтов: Serif (антиквы), Sans Serif (рубленые или гротески) и Slab (брусковые).

Антиквы – гарнитуры древнего происхождения, имеющие засечки – небольшие элементы на концах штрихов символов. Наличие засечек облегчает чтение, поэтому такие гарнитуры обычно используются в наборе книг и объемных статей в периодике (например, Baskerville, Garamond, Lazurski).

Антиквы – гарнитуры древнего происхождения

Наличие засечек облегчает чтение

Рубленые шрифты появились гораздо позже и не имеют засечек. Они оптимальны для выделения абзацев и набора небольших по объему текстов, но не подходят для книг. Это такие гарнитуры, как Calibri, Myriad, Verdana.

Рубленые шрифты

Группу брусковых шрифтов отличают более заметные засечки, чем у антикв – по толщине они приближаются к основным штрихам букв. Такие гарнитуры (Baltica, Courier, Rockwell) занимают ведущее место по читабельности и часто используются в наборе книг, особенно детских.

Группа брусковых шрифтов

О психологии восприятия шрифтов пишут и говорят, видимо, недостаточно. Чего стоят одни официальные объявления в коридорах моей альма-матер, набранные «любимой» гарнитурой Comic Sans, или приглашения на вечеринку в клуб, оформленные Impact! Не буду углубляться в эту тему – она неисчерпаема, скажу лишь, что игривый шрифт напрочь убивает серьезность официального обращения, а строгий – не доносит всех эмоций сообщения неформального.

Узкие гарнитуры с острыми углами негативно настраивают читателя к тексту, а мягкие и округлые, наоборот, говорят о расположенности и дружелюбии. Чем жирнее шрифт и насыщеннее его штрихи, тем сильнее убеждающая сила текста, его «весомость».

Узкие гарнитуры с острыми углами негативно настраивают читателя к тексту

Так что правильный выбор гарнитуры поможет вызвать у читателя требующиеся чувства и эмоции. Это следует учитывать даже в пользовании личной электронной почтой и уж наверняка в оформлении собственных визитных карточек, резюме, рекомендационных писем!

А как насчет шрифтов для web?

Все мы сегодня так или иначе «живем» в интернете. На мониторе законы типографики никуда не деваются, но здесь есть свои особенности. Если лучший шрифт для чтения с бумаги – Baskerville или Times, то на экране компьютера хотелось бы видеть больше текстов, набранных Verdana (оптимальный кегль – 10–12 пунктов).

Шрифты для web

Ученые установили, что при чтении с монитора эти гарнитура и размер наиболее удобны для глаз. Другие шрифты, подходящие для компьютеров и мультимедиа, – Tahoma, Trebuchet. На бумаге и в наружке их лучше не использовать.

Не менее важны для комфортного восприятия текста длина строки и интерлиньяж (междустрочный пробел).

Рекомендуемая длина строки в русском, украинском языках – 45–75 знаков с пробелами, интерлиньяж – 120% (для бумаги), 140% (для экрана) от кегля шрифта.

Слишком длинные и слишком короткие строки, слишком тесное или широкое междустрочное расстояние одинаково затрудняют чтение. Расстояние между буквами тоже имеет значение – текст не должен быть ни разреженным, ни уплотненным. Разрядка позволительна только для слов или строк, набранных полностью заглавными буквами (но необходимо помнить, что подобный набор, так же как и курсивное начертание, в принципе затрудняет чтение, поэтому им не следует злоупотреблять)! В отдельных случаях (в логотипе, заголовке) необходимо делать ручной кернинг – на глаз подбирать оптимальное расстояние между каждой парой символов.

У любого дизайнера есть один или несколько любимых шрифтов, которые он или она использует чуть ли не в каждом своем проекте. Есть и фанаты, работающие исключительно с двумя-тремя гарнитурами, но на мой взгляд это крайности – существует достаточно много качественных шрифтов и ограничивать себя незачем. Среди моих гарнитур-фаворитов – Myriad, Officina, FreeSet, Futuris. Как и подобает дизайнеру, ловлю кайф от Helvetica, хотя до дизайнера мне пока что далековато.

В общем, я симпатизирую современным рубленым шрифтам с четкими линиями и простыми формами, так как в графическом дизайне ценю минимализм и функциональность.

 Современные рубленые шрифты

Мои вкусовые предпочтения таковы, что я недолюбливаю антикву (может быть, потому, что работаю в рекламе, а не издаю книги), но гарнитура Georgia в этом плане – приятное исключение, радующее глаз как на бумаге, так и на мониторе компьютера.

гарнитура Georgia

У этого шрифта есть пикантная особенность – заметные выносные элементы цифр, по поводу которой мнения типографов кардинально расходятся. Лично мне эта деталь очень нравится! Georgia я использую довольно часто – ею набрано мое CV и один из комплектов визитных карточек. Второй комплект тоже набран антиквой – Trajan Pro.

Trajan Pro

Это строгий, но очень приятный шрифт, имитирующий латинское письмо эпохи Древнего Рима. Из акцидентных гарнитур иногда «балуюсь» веселенькой Maiandra.

В моем «черном списке» – Century Gothic, Monotype Corsiva и некоторые другие шрифты из стандартного набора Microsoft и арсенала доморощенных «креативщиков» – конечно же, и Comic Sans тоже!

В завершение хочу сказать, что незаслуженно забытые дореволюционные шрифтовые традиции и графическую школу Украины необходимо возрождать! Поэтому чем больше людей заинтересуется типографикой, тем лучше для нас самих, нашей культуры, бизнеса, страны в целом. Шрифтов, как и денег, много не бывает, но они тоже должны быть подлинными, то есть оригинальными и качественными. И на правах копирайтера на всякий случай напомню, что даже самый изысканный шрифт и самая аккуратная и профессиональная верстка не спасут плохо написанный, безграмотный, неинтересный текст!

Типографика

Источник: blog.netpeak.ua

6 ноября 2012 Рейтинг: +1 Голосов:1 Просмотров: 2032
 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Новые статьи
Удобно ли использовать планшет в качестве телефона
10 ноября 2016   Автор: Admin   Просмотров: 880 Комментарии: 0
&ndash,

Что купить: планшет или телефон? Выбор сделать достаточно сложно. Функциональность первого значительно выше, но без средства связи оставаться тоже не хочется. В подобной ситуации грамотным решением становится приобретение планшета, поддерживающего опцию приема и совершения звонков.

Читать дальше >
Как правильно подобрать доменное имя для сайта
10 ноября 2016   Автор: Admin   Просмотров: 909 Комментарии: 0

Все знают известное выражение, что начинается со слов «Как корабль назовешь...». В современном мире это выражение приобретает другие обороты и касается уже не кораблей. Выбирая доменное имя очень важно правильно его подобрать. Ведь хорошо подобранное имя это залог вашей узнаваемости, вашего понимания другими клиентами, а так же увеличит ваши шансы в поисковой выдаче.

Читать дальше >
Для чего нужен колл трекинг?
10 ноября 2016   Автор: Admin   Просмотров: 775 Комментарии: 0

Ни для кого не секрет, что различные каналы рекламы имеют различную эффективность, конечно существуют инструменты измерения этой эффективности такие как Google Analytics, Яндекс.Метрика и другие. Однако как быть если пользователь перешел по рекламе, просмотрел товар, и позвонил чтобы заказать, соответственно закрыл сайт. В предыдущих инструментах этот клиент отметиться как не завершивший конверсию (покупку) или как отказ. Но ведь это не так. И как отследить каналы рекламы по привлечению таких клиентов? Чтобы действительно верно оценить эффективность каналов рекламы услуга коллтрекинга может быть действенным способом.

Читать дальше >
Как раскрутить интернет магазин
31 октября 2016   Автор: Admin   Просмотров: 1346 Комментарии: 0

Электронная коммерция постоянно набирает обороты. Ежедневно появляются сотни новых интернет магазинов, растет конкуренция во всех сферах интернет рекламы, растет цена за покупателя.

Как раскрутить интернет магазин

Данная статья про то, как раскрутить интернет магазин. В статье мы рассмотрим только самые эффективные источники привлечения посетителей в интернет магазин, наглядно и детально рассмотрим методы, способы и важные нюансы.

Читать дальше >